Татьяна Толстая: 12 месяцев. Декабрь

Фото: Наталья Тюрина
Обожаю по утрам (пока еду на работу) и поздним вечером (когда укладываю детей спать) “листать фейсбук”. Есть у меня ряд знакомых, которым это занятие не приходится по душе. У каждого своя веская причина, но обобщив их аргументы можно вывести одну формулировку: читать не кого и незачем. Как хорошо, что это не мой случай. Каждый человек, на которого я подписана прошел жесткий “фейсконтроль”: если публикации фейсбучного друга мне неинтересны, а порой и вовсе заставляют быстро прокручивать ленту, чтобы убрать из зоны видимости нежелательный контент, то от такого друга я незамедлительно отписываюсь. Именно поэтому моя лента мне интересна и читаю я ее с огромным удовольствием. 

Так вот, недавно вечером, традиционно обсудив со своими девчонками события минувшего дня и пожелав им спокойной ночи, я окунулась в свою ленту, куда за целый день набежали сообщения разнообразного содержания. И среди этих сообщений ссылка на рассказ "12 месяцев. Декабрь" Татьяны Толстой с авторским комментарием: “Вот написала рассказ про любовь, кто просил почитать? В "Снобе".” Хоть я и не просила, но читать кинулась.

Почему-то со словосочетанием “рассказ про любовь” возникла ассоциация с историей любви со счастливым концом. Ассоциация разрушилась сразу же, как я увидела иллюстрацию к рассказу. И почему я так узко представляла любовь? Вот и Татьяна Никитична пишет:
“Странная вещь любовь. У нее тысяча лиц. Можно любить что угодно и кого угодно...”
“Какая разница, кто он был? Он мог был человеком, зверем, вещью, облаком в небе, книгой, строчкой чужих стихов, южным ветром, рвущим степную траву, эпизодом из моего сна, улицей чужого города, заворачивающей за угол в медовом свете заходящего солнца, улыбкой прохожего, парусом на синей волне, весенним вечером, грушевым деревом, обрывком мелодии из чужого, случайного окна".
Мне интересно было прочитать этот небольшой рассказ. Дочитать до конца, узнать развязку и понять чем же сердце успокоится. Но он меня не взволновал. Так бывает. Скорее всего, требовалось иное состояние души. Состояние смятения, любовной неопределенности, неразберихи. Хотя, одна фраза, которая два раза встречается в тексте, привлекла своей изящностью и зацепила:
“У меня серцебиение. А у него - не знаю.”
Так лаконично и так точно Татьяне Толстой удалось передать через эту фразу прекрасно-мучительную гамму чувств, знакомых каждому, кто был влюблен.

Лирическая точка к моему спонтанному посту:


3 комментария:

  1. Бегло прочитала пост. На работе, не до чтения. Вы меня растревожили рассказом. Обязательно прочитаю вечером. Поделюсь своими мыслями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, рассказ растревожит еще больше. Обязательно почитайте. Жду Ваших впечатлений.

      Удалить
  2. Марина, спасибо за наводку! Вот мои впечатления: http://fictio-jelena.blogspot.com/2013/12/blog-post_27.html

    ОтветитьУдалить