Индивидуальный метод Марии Монтессори

Название книги: Помоги мне сделать это самому

Автор: Мария Монтессори

Аннотация: Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников. Главное в этом методе - предоставление ребенку полной свободы самовыражений и действий. В книге представлены статьи М.Монтессори, а также работы современных педагогов - ее учеников и последователей, где даются конкретные советы и рекомендации для занятий с малышом.


Многие фразы, а то и целые отрывки текста, из книги "Помоги мне сделать это самому" хочется цитировать. Каждый раз, читая книгу в автобусе по дороге домой, думаю о том, что отзыв на эту книгу будет состоять из цитат, которые совпадают с моим представление о воспитании, из интересных примеров из практики Марии Монтессори, а, возможно, и из моментов, с которыми я не могу согласится. Поймав себя на мысли, что на каждой странице книги я нахожу для себя важные мысли, которыми непременно хочу поделиться с участникам проекта, я уже впала в отчаяние: ну не копировать же всю книгу! 

И тут, в главе "О принципах моей школы" я сталкиваюсь с пониманием Монтессори понятия "индивидуальность обучения", которое меня поражает и удивляет так сильно, что свой отзыв об этой книге я решила построить именно вокруг этого понятия.

Под индивидуальным методом в обучении я понимала возможность уделить внимание каждому ученику в классе и учесть его индивидуальные особенности. А что Мария Монтессори понимает под индивидуальным методом: 
"Индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенка. 
Запомните хорошенько эту силу свободы выбора".

На мой взгляд, несмотря на то, что педагогические принципы Марии Монтессори, ее методы и организация учебного пространства были ориентированы на детей дошкольного возраста,  их можно перенести, "продлить" до начальной школы. А финский опыт показывает, что такой подход можно реализовать и для всей школы в целом.

4 комментария:

  1. "Индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребенок. Индивидуальное обучение основано на свободе выбора ребенка"
    Марина, как всё это согласуется с постом с этой статьёй внутри (почему-то G+ зажал ссылку на сам пост)! Хотя разрыв во времени написания книги и статьи какой? То-то же... А в ленте одновременно почти появилось! И мысли пересекаются. Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, я очень надеюсь как-нибудь побывать на экскурсии в финских школах. У них очень интересный подход к обучению в традиционных школах, я уже не говорю о школах, работающих по методике Марии Монтессори.

      Из ее биографии вычитала, что ее методика подвергалась жесткой критике, как со стороны ученого мира, так и с политической колокольни. Она отстаивала свою позицию 100 лет назад, это просто удивительно.

      Удалить
  2. Замечательная книга и, не менее замечательный, отзыв! Марина, у Вас прекрасный слог! Спасибо!
    А я вот тоже в сообщестсо записалась и книгу дочитываю, а отзыв написать боюсь :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв!
      А с чем связан страх написания отзыва?

      Удалить